философия, что такое философия, познание, экологическая философия, история философии.

.

.

Для студентов

Лекции по философии

Учебное пособие: Краткий экскурс в историю философии.

Вопросы к экзамену по философии.

.

.

.

I. Что такое философия?

 

 1. Введение.

   Как правило, с такого вопроса начинаются многие учебники по философии. И для того, чтобы говорить о философии, необходимо рассмотреть некоторые ее моменты. Сложность этого вопроса заключается в том, что у каждого человека свое видение, свое отношение к миру и к себе. Через призму своего восприятия, своего жизненного опыта и знаний, человек смотрит на жизнь и делает свои выводы об окружающей его действительности. И нередко говорят, что у каждого своя философия, но нельзя все сводить к чисто субъективной оценке. Так или иначе, все философы стремились познать мир и человека, раскрыть причину тех или иных процессов и явлений, иначе говоря, раскрыть тайну бытия. Именно стремление к познанию истины дает возможность человеку быть более совершеннее, а это для человека немаловажно. Не зря Сократ говорил, что знание есть благо, а невежество  - зло.

   Поиск истины многих философов привел к следующим выводам. Так, например, отвечая на вопрос: «Что такое философия?» Платон говорит: «философия – это забота о смерти», Цицерон: «философия – это наука о вещах божественных и человеческих и об их причинах», Фихте: «философия – это наука наук», Кант: «философия – это учение об отношении всего познания к необходимым целям человеческого разума».

   Несмотря на разные ответы, философия остается одной из основных сфер человеческой деятельности. Духовное и материальное благосостояние, гармоничное сосуществование в природе и обществе зависит от уровня разума человека. Насколько он понимает цель и смысл своего существования, настолько от этого будет зависеть его жизнь.

 2. Механизм приобретения знаний.

   Мир и человека исследуют и изучают наука, религия, эзотерика, философия, где у каждой своя система категорий и своя система знаний, и как следствие свое представление о мире, т.е. мировоззрение. Но, чтобы говорить о каком-либо мировоззрении, необходимо определить, с чего начинаются наши знания? Можно сказать, что знания начинаются с предметно-чувственного восприятия. Учитывая, что человек имеет пять органов чувств, обладает речью и возможностью запоминать предметы, в нем формируется ассоциативное мышление или, по-другому говоря, абстрактное мышление. На схеме это представляется в виде семантического треугольника:

                                 Понятие (мысль о предмете)

 

            Слово                                  Предмет или

       (знак, имя предмета)                     класс предметов

 

   Для наглядности приведем пример. Так, если человек встречается с каким-либо предметом или явлением, он воспринимает его через органы чувств, потом с помощью языка (символов) дает ему название (имя) и фиксирует предмет в виде образа в памяти. Зафиксировав в памяти образ предмета, человек еще придает этому предмету свое особое значение или значимость (так, например, денежная купюра, в действительности, это раскрашенная бумажка). В дальнейшем, чтобы говорить о знании предмета, необходимо воспроизвести в мысли этот предмет, обозначенное слово (имя предмета) и назвать все существенные признаки этого предмета. И чем больше в памяти фиксируется слов (имен предметов), и стоящие за ним образы, а так же возможность ими оперировать, тем развитее считается сознание. Отсюда получается, что мир для человека, грубо говоря, – это все его слова, которыми он владеет, все предметы, стоящие за этими словами, и все значения, которые он им придает, т.е. своя система ценностей, по-другому некая своя субъективная позиция. Но, говоря о реальности нельзя ограничиваться только субъективной стороной. Существует так же и объективная реальность.

 

  Необходимо оговорить, что под предметом или явлением понимается не только мир вещественный (материальный), но и мир невещественный (нематериальный). Например, существуют такие понятия как добро, ненависть, дружба, вражда, любовь и т.д., эти «предметы», не имея материальности, так же имеют свои существенные признаки и свою значимость для человека.

  Все вышесказанное есть никак иначе, как механизм абстрагирования – отвлеченность от предмета. Благодаря абстракции, в человеке формируется свой собственный субъективный мир, некий слепок внешнего мира. Только вот· проблема, является ли внутренний мир точной копией внешнего мира? Может ли человек до конца раскрыть все законы природы, познать самого себя и найти смысл своей жизни? Вопросы остаются открытыми.

  Человеческая речь непосредственно связана с логическим мышлением, так как за этим стоит способность образно мыслить. Поэтому, человек, обладая речью, уже обладает элементами логики. Логика или рациональное мышление, как неотъемлемая часть сознания человека, является инструментом, с помощью которого можно получить истину или установить для себя, что мир именно такой, а не другой. С помощью логического аппарата (рационального мышления) окружающая действительность, как бы, очерчивается, упорядочивается, каждому предмету, как бы, находится своя полочка (ячейка) со своим названием. Мир человека, в буквальном смысле, конструируется в его голове из элементов абстракции. Определенные логические конструкции строятся в науке, философии, религии (теологии), эзотерике, благодаря которым формируется своя система знаний и свое особое мировоззрение.

  Необходимо сказать, что не всегда и не все поддается логике. Бывают такие моменты, когда знание приходит, как озарение, непонятно откуда. Считается, что это работает бессознательная сфера, по-другому иррациональное мышление. Так, например, идея теории относительности Эйнштейну пришла внезапно, вне логических рассуждений, и только потом он логически все обосновал, а периодическая таблица Менделееву пришла в голову во сне. И таких примеров много, не говоря о деятелях искусства: живописи, поэзии, лирики и т.д. Так или иначе, в философии остается проблема познания, разгадать которую приходится современным философам.

 3. Сфера философского знания.

   После того, как мы рассмотрели механизм приобретения знаний, теперь можно рассмотреть и сферу философского знания. В переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто употребил и назвал себя философом, был Пифагор Самосский (VI в. до н.э.). Но для того, чтобы быть философом, недостаточно только любить мудрость. Необходимо иметь немало знаний о мире и о человеке, и иметь свою собственную философскую систему. Помимо самих знаний, философ должен, на мой взгляд, находить им практическое применение в повседневной жизни для достижения спокойствия и гармонии своей души.

   Специфика философского знания заключается в том, что в философии есть своя система знаний и есть свой объект и предмет исследования. Упрощенно говоря, объектом исследования для философии является человек и окружающий его мир. Предметом исследования является система взаимоотношений человек – мир в целостном их проявлении. Если наука изучает мир и человека лишь с какой-то определенной одной стороны, например, с физической, биологической, химической, социальной, психологической и т.д., то философия подходит к объектам своего исследования целостно, через предельно широкие понятия – категории, такие как бытие, материя, сознание, пространство, время и т.д. Обобщенно говоря, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением, и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна (не имеет никакой логики), то ее все равно необходимо рационально обосновать. Логика – это неотъемлемый компонент философского знания, т.к. необходим принцип доказательности своей теории.

   Основными чертами философского мировоззрения являются логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя (мысль о мысли).

   Если учесть, что особенностью философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, выводя отдельные законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы мира.

   Помимо исследования и изучения мира через призму рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д., наука на эти вопросы не отвечает. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии может роднить ее с религией, эзотерикой и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет разнокачественные знания, это научно-теоретический и духовно-практический ценностный опыт.

   Для наглядности проведем общие и отличительные свойства между философией, наукой, религией и эзотерикой. Общее что их всех объединяет – это объект исследования: человек и мир. Все они претендуют на истинное абсолютное знание. А вот подходы в достижении истины у них разные. Так, например, для науки истинное и главное – это нахождение объективных законов природы, определяемых теорией и подтверждаемые экспериментально на практике. Для религии, истина – это вера в сверхъестественные силы и следование догматам веры. Для эзотерики истина доступна только избранным, тем, кто занимается духовной практикой, а так же тем, кто посвящен в таинство бытия. Для философии истина не принимается на веру, а доказывается теоретически, с учетом иррациональных аспектов бытия, поэтому философия роднит в себе все вышеперечисленные формы мировоззрения. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что философия – это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.

  

4. Проблемы и разделы философского знания.

  Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, в философии определяется следующая область проблем:

1. Проблема происхождения сущности и существования мира, взаимосвязь бытия и небытия.

2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.

3. Проблема границ и методов познания действительности

4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.

5. Проблема сознательного и бессознательного, соотношение материальных и духовных явлений.

6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.

7. Проблема ценностных отношений между человеком, обществом и природой.

   На основе предмета философии строится структура философского знания.

1. Онтология (от греч. ontos – сущее, logos– учение) – учение о бытии вообще.

2. Гносеология (от греч. gnosis – познание, logos - учение) – учение о познании действительности.

3. Логика (от греч. logos(в другой интерпретации) – логос, мысль) – философское учение о формах и законах человеческого мышления, направленных на получение истинных выводных знаний.

4. Философская антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение) – учение о происхождении человека, его сущности и смысле существования.

5. Социальная философия (от лат. societas – общество) – учение о человеческом обществе в целом.

6. Аксиология (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

7. Этика (от греч. ethos – нрав, привычка) – учение о нравственности.

8. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном.

9. Методология (от греч. methodos – путь к чему-либо, logos - учение) – учение о методах познания и преобразования окружающей действительности

10. Экологическая философия (то греч. oikos — дом, жилище, местопребывание) – учение о взаимоотношении природы и общества, человека и космоса.

 

 

_________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. История философии.

 

 Чтобы отследить характер развития философии можно посмотреть учебное пособие "Краткий экскурс в историю философии". В данном учебном пособии дается краткое изложение наиболее важных проблем, идей и направлений в истории философии. Приводится характеристика каждой исторической эпохи. Затрагиваются узловые проблемы, поднимаемые философами в определенный исторический период.

Преимущество этой работы в том, что автор пытается наиболее коротко изложить только основные проблемы в истории философии, не загружая читателя излишними философскими размышлениями. Эта работа так же является полезной для студентов изучающих философию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

Все вышеизложенное было сказано для того, чтобы постепенно вести читателя в систему философского знания. Попытаться взглянуть на мир через призму философского осмысления и выявить проблемные области в познании окружающей действительности. Учитывая, что наш сайт направлен на индивидуальное развитие человека и установление гармоничных отношений с окружающим его миром, рассмотрим один из разделов философского знания – экологическая философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

 

 

 

        

III. Экологическая философия

  1. Общее понятие об экологии.

  Раздел экологической философии является одной из самых молодых направлений.

К концу ХХ – го века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Такая проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет духовную нагруженность и под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе – экологической философии.

  Философским аспектом  в экологических отношениях следует рассматривать сферу гармонизации человека с окружающей его средой. Под окружающей средой может пониматься:

 1)····космическая среда,

 2)···· природная (земная) среда,

 3)···· социальная среда.

  Выявляя экологические отношения между человеком и миром каждую среду можно рассматривать как отдельно, так и в совокупности, все зависит от особенностей рассматриваемой проблемы. Необходимо так же учитывать как материальную сторону, так и духовную сторону человека. Более подробно проблема экологии рассматривалась в первой главе моей диссертации: «Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии». При желании можно посмотреть по ссылке. Здесь я только затрону общие принципы и основные особенности ·экологической философии.

   В качестве эко-философских принципов можно выделить следующие:

 1) Принцип целостности и единства мира.· Целостность и единство можно рассматривать как с физической стороны, т.е. физико-химическое единство всех веществ в природе, так и с духовной стороны – духовное единение с Миром, Абсолютом, Универсумом, с Богом (в понимании верующих).

 2) Принцип обменных процессов (круговорот в системе), ведущих к целостности и единству системы, может также рассматриваться с материальной стороны (обмен энергии, вещества) и духовной стороны (обмен информации).

 3) Принцип адаптивности (способность меняться) может быть применим, как в биологической, так и в социальной сфере. В биологической сфере – это естественный отбор. В социальной сфере адаптация включает в себя процесс взаимодействия личности или социальной группы с внешней социальной средой, которая достигается в результате усвоения норм, правил и ценностей общества. При этом необходимо учитывать, что нормы, правила и ценности меняются в зависимости от степени индустриализации общества. Применительно к экологической философии адаптация рассматривается как процесс приспособления человека и общества к комплексу воздействий· внешней среды. Под комплексом воздействия внешней среды понимаются· различные системы (природная среда, географическая среда, социальная среда, космос – каждая со своими системами и подсистемами), влияющие на человека с различной степенью интенсивности. В результате из-за комплекса внешних воздействий происходит внутренняя и внешняя трансформация человека, как с внешней – материальной· стороны (как биологического вида), так и с внутренней – духовной стороны (как социообъект).

 4) Законченным процессом адаптации объекта к среде в экологической философии понимается принцип гармонизации. Гармонизация, также как и адаптация, имеет внешние и внутренние свойства. Под внешним свойством понимается форма объекта, т.е. соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, придание этому эстетической значимости (об этом еще упоминал Пифагор). За внутреннее свойство берется внутренний мир человека – его психика, сознание, мировоззрение, наполненный этическо-эстетической содержательностью. Такой принцип учитывается, в основном, в восточно-философских школах, использующих за основу знания такие религиозные учения как буддизм, даосизм, индуизм и т.д., провозглашающие жить в мире гармонично. Но гармоничных отношений с миром можно достичь лишь тогда, когда обрел гармонию внутри себя. Отсюда возникает не менее важный аспект в экологической философии – это определенное отношение человека к внешней среде (социальной или природной), направленное на установление взаимоконтакта. Такое взаимоотношение нашло применение в психологии и определилось как экологическая психология.

  Принцип гармонизации в психологии и социологии называется самоидентификацией личности. Самоидентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с группой, образцом кого или чего-либо. С философской стороны за образец можно принять мир в целом, т.е. бытие.

  В области экологической философии выделяются две стороны.

  Первая сторона – в рамках экологической философии необходимо экологическую проблему рассматривать с позиции мировоззренческого и методологического подходов, выявляющих общие универсальные свойства процессов и явлений во взаимоотношениях «человек – природа», что отражается в категориальной системе философского знания.

   Вторая сторона – рассмотрение экологической проблемы в аспекте гармонизации человека и природы, при этом, гармонизация оценивается как в материальном, так и в духовном плане.

 Учет материальной стороны предполагает:

 1) принцип целостности и единства (физико-химическое единство);

 2) принцип обменных процессов (круговорот в системе) ведущих к целостности и единству системы;

 3) принцип физической равновесности системы – как условие существования объекта бытия;

 4) принцип физической адаптации объекта в системе бытия.

Учет· духовной стороны гармонизации предполагает:

 1) принцип единства экологического сознательного и бессознательного;

 2) принцип духовно-психологической адаптации объекта в системе бытия;

 3) принцип этико-эстетической гармонизации, как высшее свойство духовного единения человека и мира.

 Учитывая выше приведенные позиции· дадим определение экологической философии, но, чтобы дать определение экологической философии необходимо установить ее объект и предмет исследования. Объектом исследования здесь является система «человек-общество-природа». Предметом исследования являются экологические отношения между человеком, обществом и природой. Если посмотреть на предмет исследования самой философии, то ее предметом служит отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек – мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с окружающей природой или социальной средой (как часть бытия). Природная среда может рассматриваться как географическая или космическая среда, как окружающая среда или среда обитания. Социальная среда может включать в себя отношения между людьми, т.е. человек-человек, человек-группа, человек-общество, человек-человечество. Экологическая философия· рассматривает· различные среды обитания по разным признакам, при этом выделенный объект может одновременно взаимодействовать с определенной совокупностью этих сред. Все зависит от масштаба и интенсивности взаимодействия человека или общества с какой-либо средой, включая космос. Сам человек и общество, меняясь, меняют и среду обитания, поэтому взаимодействие носят двухсторонний характер и имеют различную степень интенсивности.

  Таким образом, экологическая философия предстает как учение о взаимоотношениях между человеком, обществом и природой рассмотренные с позиции философско-мировоззренческих, методологических и аксиологических знаний, с точки зрения соотнесенности объекта с окружающейего средой.

 

Сабирзянов Азат Маннурович, к.ф.н., доцент кафедры философии КГТУ-КАИ им. А.Н.Туполева (Казань)

[email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютуб

Для вас со скидками морг в климовске по привлекательной цене.
Бесплатный хостинг Okis.ru